Локомотивное депо
25 июля 1871 года было открыто движение поездов на последнем участке Грязе–Царицынской железной дороги (от Царицына до Филоново). Эта дата считается датой открытия локомотивного депо станции Волгоград-I. В далёком 1871 году в депо было всего 4 паровоза. Были они 3-х и 4-осные и водили на "плече" Царицын–Иловля поезда весом 500-600 тонн. Спустя 15 лет, в 1886 году, паровозов было уже 14, а с 1892 года удлинилось и "плечо" – Царицын-Арчеда с подменой бригад на станции Лог. К началу ХХ века локомотивное депо стало одним из крупнейших предприятий города.
В годы гражданской войны в железнодорожном депо ремонтировали бронепоезда, многие железнодорожники царицынского узла с оружием в руках защищали Царицын в составе специального железнодорожного красногвардейского отряда и коммунистического батальона имени Совета Народных Комиссаров. Из 23 бронепоездов, имевшихся в 1918 году на вооружении Красной Армии, в обороне Царицына участвовало 15. Густая железнодорожная сеть в самом городе и около него, магистрали, идущие от Царицына на юг, запад и север, создавали благоприятные условия для боевых действий бронепоездов. Командовал ими один из замечательных военачальников гражданской войны луганский рабочий Ф.Н. Алябьев.
После гражданской войны в 20-х годах появились новые паровозы. Поднялась весовая норма грузового проезда до 1300 тонн, а в 30-х годах – до 1800 тонн; увеличивались скорости движения составов (с 21 км/ч в начале 20-х до 43 км/ч в 30-х годах).
С первых дней Великой Отечественной войны работа локомотивного депо была поставлена на службу фронту – цеха выполняли заказы по изготовлению вооружения, через сталинградский узел сплошным потоком шли составы с оборудованием эвакуированных предприятий – всего более 27 тысяч вагонов. Летом 1942 года железнодорожникам приходилось работать в тяжелых фронтовых условиях, под постоянной угрозой вражеской авиации. 23 августа 1942 года во время бомбардировки города локомотивное депо было разрушено. Но его работники продолжали сражаться с оружием в руках. В результате ожесточенных боев сталинградский железнодорожный узел был превращен в руины.
Сразу после окончания Сталинградской битвы железнодорожники взялись за восстановление разрушенного хозяйства, в этом им помогала вся страна. Уже к июлю 1943 года сталинградский железнодорожный узел работал на полную довоенную мощность. Зимой 1943-1944 годов сталинградскими железнодорожниками была предпринята уникальная операция по переброске судов Волжской Военной флотилии из Сталинграда в Калач.
В 1970 году паровозный парк депо был полностью заменён. О тех временах, когда в депо трудились паровозы, сегодня напоминает товарный паровоз серии «ОВ» № 5109, установленный возле локомотивного депо в 1967 году. Паровоз ОВ построен в 1902 году и до 1966-го находился в эксплуатации. На нём установлена мемориальная доска с текстом: «Паровозы этой серии водили бронепоезда в годы гражданской и Великой Отечественной войн. Обслуживались и ремонтировались рабочими депо Царицын–Сталинград». Паровоз ОВ был разработан конструкторами Брянского машиностроительного завода под руководством инженера В. Лопушинского в 1889 году, став самым массовым паровозом на рубеже XIX-XX веков. Именно паровоз ОВ использовался в составе бронепоездов.
В 2004 году в честь 80-летия тепловозной тяги в России рядом с паровозом ОВ был установлен тепловоз ТЭП60, 1971 года выпуска.
Эти локомотивы – экспонаты музея локомотивного депо, организованного в 1971 году. Экспозиция музея посвящена людям, работавшим в депо за более чем столетнюю историю. Экспонаты музея в хронологическом порядке охватывают время с 1871 года до наших дней. Экспозиция расположена в трёх залах: первый зал посвящен паровозам, второй – тепловозам, третий – электровозам. И в каждом представлены соответствующие модели, изготовленные бывшим машинистом и моделистом любителем Иваном Яковлевым. В экспозиции можно встретить даже макет здания депо 1871 года, изготовленный по старым фотографиям Николаем Кастрыкиным.
Сегодня продолжаются работы по электрификации подвижного состава, начатые еще в 1959 году сдачей в эксплуатацию электрифицированного участка пригородного направления Тракторная–Татьянка.