Скоростной трамвай
Рождение и развитие трамвая в Волгограде с самого начала позволило городу выделиться из общей массы "трамвайных" городов. Действительно, Царицын стал первым уездным городом, в котором появился трамвай (произошло это в 1913 году), в то время как этот вид транспорта работал уже в 36 губернских городах Российской империи. К тому же царицынский трамвай стал одним из немногих городских трамваев "отечественного производства", а не монополизировавшего в то время трамвайное строительство в России Бельгийского Общества.
Спустя 71 год очередная веха в развитии волгоградского трамвая сделало Волгоград уникальным городом с точки зрения трамвайного хозяйства – в городе появился скоростной трамвай.
Скоростной трамвай – это некий компромисс между традиционным трамваем и полноценным метро. Идея создания скоростного трамвая как нового вида транспорта родилась в начале 70-х годов, её автором стал Георгий Курин, бывший в то время заместителем председателя волгоградского горисполкома. В связи с уникальной протяженностью Волгограда вдоль Волги в городе особо остро стояла транспортная проблема. Но метро полагалось только городам-миллионникам, к которым Волгоград с населением "всего" в 800 000 человек в ту пору не относился. Идея заключалась в создании протяженного трамвайного маршрута, в центральной густозастроенной части города "упакованного" под землю на манер метро.
Идея создания скоростного трамвая получила одобрение. Столичные специалисты выполнили необходимые расчёты, по результатам которых в 1976 году было принято правительственное постановление о строительстве в Волгограде скоростного трамвая. В том же году в город прибыл строительный отряд № 31 «Харьковметростроя», который и занялся рытьем тоннеля для подземной части скоростного трамвая.
Подземная часть линии скоростного трамвая – тоннели и станции – изначально проектировались и строились по стандартам полноценного метро, чтобы в момент, когда скоростной трамвай эволюционирует в полноценное метро, потребовалось минимум переделок. Поэтому все существующие подземные станции скоростного трамвая имеют неиспользуемые части и могут в случае необходимости "удлиниться" для приёма более длинного, чем трамвай, метропоезда.
Строительство первой очереди скоростного трамвая длилось 8 лет – до 5 ноября 1984 года, когда волгоградский скоростной трамвай был торжественно открыт. Тогда же было начато строительство второй очереди скоростного трамвая в Ворошиловском районе.
Новый вид транспорта очень быстро показал свою эффективность, и уже через несколько лет в Волгоград для знакомства с деталями проекта скоростного трамвая приехали украинские специалисты. Вскоре аналог волгоградского скоростного трамвая появился в Кривом роге. Больше нигде в мире ничего подобного не существует.
Дальнейшее развитие линии скоростного трамвая в Волгограде связано со строительством третьей очереди – вплоть до государственного университета.
Сегодня скоростной трамвай – еще одна "визитная карточка" Волгограда, эдакое волгоградское метро. Городской метротрам за годы существования стал полноценной туристической достопримечательностью. Нужно отметить, что большую известность волгоградский метротрам приобрёл с развитием интернета: первые появившиеся в сети фотографии трамвая на подземной станции однозначно воспринимались посетителями как фотомонтаж, но со временем многочисленные "очевидцы" убедили интернет-сообщество в реальности появления трамвая под землёй в одном отдельно взятом городе.