Фото сквозь времяВиртуальные турыПанорамы ВолгоградаФото Волгограда

Вторая очередь

Работы по строительству второй очереди скоростного трамвая начались сразу же после запуска в эксплуатацию первой очереди, однако строительство растянулось на долгие 27 лет. Основные работы по проходке тоннелей и строительству станций были выполнены к середине 90-х годов прошлого века, однако затем ввиду тотальной нехватки средств строительство было полностью заморожено и возобновилось лишь спустя ровно 20 лет с начала строительства – в 2004 году. Строительство велось на условиях софинансирования из бюджетов трёх уровней: городского, областного и федерального. Сроки пуска второй очереди скоростного трамвая постоянно переносились, но, наконец, 1 декабря 2011 года новая линия скоростного трамвая была торжественно открыта.

Маршрут второй очереди скоростного трамвая пролегает полностью под землёй через Ворошиловский район города к железнодорожной станции «Ельшанка» в Советском районе. Общая протяженность линии составляет 4 километра, глубина – 12-14 метров. Особенностью этого участка линии скоростного трамвая является то, что здесь тоннели уже не "переплетаются", как на подземном участке первой очереди – линия изначально проектировалась под трамвайные составы с двусторонним расположением дверей, как в метропоезде. Эта особенность также стала причиной задержек в сдаче линии в эксплуатацию – для запуска требовалось полностью обновить подвижной состав линии скоростного трамвая.

Специально для Волгограда на Санкт-Петербургском трамвайно-механическом заводе (ПТМЗ) была разработан трехсекционный трамвайный вагон ЛВС-2009 в модификации 71-154 челночного движения (благодаря этому удалось избежать строительства второго разворотного кольца, для изменения направления движения теперь строят камеры съезда с оборотным тупиком).

Всего таких вагонов на линии скоростного трамвая в настоящее время 9 единиц, этого, конечно, недостаточно до полноценного функционирования всей системы. Поэтому на первое время трамваи второй очереди доезжают лишь до станции «14-я гимназия», где разворачиваются на разворотном кольце.

Вторая очередь волгоградского метротрама включает три подземные станции: «Профсоюзная», «ТЮЗ» и «Ельшанка».

Станция «Профсоюзная»

Станция колонного типа мелкого заложения с глубиной заложения 14 метров. Это самая глубокая станция волгоградского скоростного трамвая. На станции установлено 20 колонн. Станция имеет два уровня – по всему периметру над центральной пассажирской платформой расположены служебные помещения, соединенные балконами.

Станция «Профсоюзная» отделана белым мрамором, серым и красным гранитом. Вестибюль станции имеет 2 эскалатора, работающих на подъем.

Название своё станция получила по названию улицы, к которой ведет выход на поверхность: станция «Профсоюзная» расположена под площадью напротив ворошиловского торгового центра и кинотеатра «Киномакс», вестибюль станции выходит в подземный переход под улицей Рабоче-Крестьянской у перекрестка с улицей Профсоюзной.

станция Профсоюзная сферическая панорама Сферическая панорама
станции (360°)

Станция «ТЮЗ»

Станция «Театр юного зрителя» – односводчатого типа, мелкого заложения, аналогично станции «Площадь Ленина». Глубина заложения станции – 12 метров.

Стены станции «ТЮЗ» отделаны белым мрамором, пол – серым и красным гранитом. Станция освещается с помощью шести огромных роскошных люстр оригинальной формы, придающими станции настоящую театральность.

Станция «ТЮЗ» расположена вблизи волгоградского театра юного зрителя, поэтому и поучила такое название. Вестибюль станции с широкой мраморной лестницей не имеет эскалаторов, выход из него ведет в подземный переход под улицей Рабоче-крестьянской.

станция ТЮЗ сферическая панорама Сферическая панорама
станции (360°)

Станция «Ельшанка»

Станция «Ельшанка» – конечная станция второй очереди скоростного трамвая. Она расположена на правом склоне Ельшанского оврага. Станция «Ельшанка» несколько напоминает станцию «Пионерская» первой очереди – она так же имеет посадочные платформы бокового расположения (находятся они, в отличии от «Пионерской», под землёй) и наземный вестибюль.

Проект станции «Ельшанка» был разработан коллективом проектного института «Харьковметропроект» в 1988-1989 годах, её архитекторы – Титов Г. В. и Титова М. К. Станция отделана жёлтым мрамором, привезённым с берегов Енисея. Трамвайные пути разделяет оригинальная декоративная стена с круглыми "окнами". Аналогичные круглые окна и у наземного вестибюля станции, к которому от каждой из платформ ведут по две мраморные лестницы.

Станция находится в непосредственной близости от железной дороги и изначально проектировалась в том числе и как точка пересадки на электричку. К жилому массиву Тулака от станции ведет оригинальный мост через строящийся автомобильный туннель.

станция Ельшанка сферическая панорама Сферическая панорама
станции (360°)