Первая очередь
Первая очередь скоростного трамвая строилась в 70-80-х годах прошлого века. Она была открыта 5 ноября 1984 года.
Первая очередь скоростного трамвая имеет протяженность около 14 километров. Большая часть маршрута проходит по поверхности, где его путь пролегает параллельно проспекту Ленина и заканчивается возле тракторного завода. Всего на поверхности земли находится 16 станций, ничем не отличающихся от обычных трамвайных остановок: «Тракторный завод», «Хлебозавод», «Водоотстой», «Больница Ильича», «Завод «Баррикады», «14-я гимназия», «Стадион «Монолит», «Завод «Красный Октябрь», «Улица им. 39-й Гвардейской дивизии», «Площадь Возрождения», «Дворец спорта», «Мамаев курган», «Центральный стадион», «ЦПКиО», «ТРК «Европа сити молл», «Площадь Чекистов».
Около 4 километров в центральной части Волгограда проходят под землёй, где расположены 3 подземные станции: «Площадь Ленина», «Комсомольская», «Пионерская». Затем линия вновь выходит на поверхность, пересекает по эстакаде царицынский овраг, попадая в Ворошиловский район города. Здесь от основной линии отходит ответвление в сторону, где расположена станция «Площадь Чекистов» и разворотное кольцо, которыми первая очередь и завершалась до 2011 года. Основная же линия вновь ныряет под землю, переходя во вторую очередь скоростного трамвая.
Южный "вход" в подземную часть скоростного трамвая расположен на эстакаде через царицынский овраг, на станции «Пионерская». Северный "выход" – северный портал – расположен в районе улицы Бакинская, перед станцией «ТРК «Европа сити молл». Ворота северного портала на ночь закрываются.
На конечных станциях – «Тракторный завод» и «Площадь Чекистов» – оборудованы кольца для разворота трамвая. На наземных станциях трамвая платформы традиционно расположены с разных сторон от трамвайных путей; на подземных же станциях платформа расположена посередине. Поскольку на момент проектирования системы не существовало трамваев, имеющих двери с двух сторон, как вагоны метро, пришлось "переплетать" туннели: между станциями «Площадь Чекистов» и «Комсомольская» а также между станциями «Площадь Ленина» и выходом на поверхность один туннель "ныряет" под другой, меняясь таким образом с ним местами.
Станция «Пионерская»
Однопролётная эстакадная станция расположена на склоне царицынского оврага, одна из немногих эстакадных станций в нашей стране. В отличии от остальных подземных станций, станция «Пионерская» единственная имеет наземный вестибюль и боковые посадочные платформы, к каждой из которых ведет по 2 эскалатора, работающие на подъем. Внутренняя часть вестибюля станции «Пионерская» и эскалаторные спуски отделаны белым и красным мрамором.
23 февраля 2008 года в вестибюле станции была открыта мемориальная доска юным пионерам – героям, участникам Сталинградской битвы и Великой Отечественной войны.
Станция «Комсомольская»
Это, пожалуй, наиболее загруженная станция волгоградского метротрама. Она расположена в своеобразном транспортном центре Волгограда, где находятся конечные точки маршрутов общественного транспорта из Дзержинского, а также южных районов города; рядом находятся железнодорожный вокзал и центральный рынок.
Станция «Комсомольская» – станция мелкого заложения колонного типа, глубина заложения – 10 метров. Всего на станции установлено 20 колонн. Станция «Комсомольская» – трёхпролётная, её высота составляет 4,7 метра. В отделке станции использованы розовый мрамор и красный гранит. Путевые стены оформлены шестью литыми барельефами из латуни, представляющими изображение трудового и ратного подвига комсомольцев. Автор скульптурных рельефов – Олег Александрович Дедов. Станция «Комсомольская» имеет один вестибюль, оборудованный двумя эскалаторами, работающими на подъем. Выход из станции ведёт в подземный переход на перекрестке улиц Комсомольская и проспект Ленина.
Станция «Площадь Ленина»
Станция расположена под площадью Ленина, имеет выход в подземный переход. Станция «Площадь Ленина» – станция мелкого заложения, односводчатого типа, с глубиной заложения 7 метров. Она является одним из крупнейших однопролётных сооружений подземного транспортного строительства в России: Ширина пролёта – 19 м, высота – 7,5 м от пола платформы.
Путевые стены станции «Площадь Ленина» облицованы красным мрамором, пол отделан красной гранитной плиткой, по краям платформы из неё выложен геометрический орнамент со вставками из белого мрамора. Свод станции по всей длине оформлен кессонами. На дальней торцевой стене, отделяющей неиспользуемую часть станции, выполнен цветной витраж. Станция «Площадь Ленина» имеет один вестибюль, оборудованный двумя эскалаторами, работающими на подъем. Вестибюль станции отделан белым мрамором и оформлен ярким витражом «Салют Победы» из литого стекла.
Выход из станции ведёт в подземный переход под площадью Ленина.
Наземные станции
Наземные станции скоростного трамвая практически ничем не отличаются от обычных трамвайных остановок. Единственный оригинальный проект был реализован на станции "ЦПКиО" (в то время – первой после подземной части).