Фото сквозь времяВиртуальные турыПанорамы ВолгоградаФото Волгограда

Здание и полотно панорамы

Ротонда панорамы возвышается над верхним уровнем музейного комплекса. Она имеет вид гиперболлоида вращения, выполнена из предварительно напряженного бетона (сила обжатия 100 т.) и облицована белым известняком.

Идея создания панорамы, посвященной Сталинградской битве, появилась еще во время войны, об этом в частности говорилось в открытом письме к Верховному Главнокомандующему И. В. Сталину генерал-майора Г. И. Анисимова от 12 декабря 1943 года. В 1944 году комитет по делам архитектуры при Совнаркоме СССР и Союз советских архитекторов объявили открытый конкурс на эскизный проект восстановления Сталинграда. В нем приняли участие не только профессиональные архитекторы, но и все желающие. Значительная часть проектов включала панораму. Именно на этом конкурсе окончательно сформировалась и утвердилась идея увековечить Сталинградскую битву в панораме. Первое постановление о сооружении панорамы в Сталинграде было принято Советом Министров РСФСР в декабре 1958 года. Согласно нему, панорама должна была быть сооружена на Мамаевом кургане, на месте зала Воинской Славы. Но уже в 1964 году постановлением Совета министров РСФСР от 18 апреля (№ 483) было решено исключить панораму «Битва на Волге» из мемориального ансамбля на Мамаевом кургане. Впоследствии было решено, что панорама войдет в состав музейного комплекса «Сталинградская битва» на Гвардейской площади, возле руин мельницы и легендарного Дома Павлова. 2 февраля 1968 года, в день 25-летия разгрома немецко-фашистских войск под Сталинградом, была заложена памятная плита в основание будущего здания панорамы.

Создание самого полотна панорамы началось еще с создания в 1944 году разборно-передвижной панорамы «Героическая оборона Сталинграда» под руководством H. Котова, В. Яковлева. Живописный холст отражал события 15-20 сентября 1942 года. В эти сентябрьские дни Мамаев курган был отбит у врага, но только на короткое время, что и вызывало споры о правильности выбора момента, изображенного на полотне.

В 1948 году началась работа над эскизами новой панорамы. За нее взялась группа художников студии им. М. Б. Грекова во главе с А. Горпенко в составе П. Жигимонта, Г. Марченко, Л. Андрияка, В. Кузнецова и Б. Николаева. Работа над полотном была закончена в 1950 году. Панорама «Сталинградская битва» представляла собой выставочный эскиз. Сюжетом полотна выбраны январские бои 1943 года за вершину Мамаева кургана. После показа панорамы в Москве в 1950 году она была отправлена в Сталинград, где ее демонстрировали в кинотеатре «Победа» до 1952 года.

В 1958 году, после принятия решения о строительстве панорамы, грековцы отправились в Сталинград. На вершине Мамаева кургана был построен небольшой деревянный павильон для работы над эскизами и произведена полная фотосъемка местности. В ходе последующей работы над панорамой сложился новый авторский коллектив – Н. Бут, В. Дмитриевский, П. Жигимонт, П. Мальцев, Г. Марченко, М. Самсонов, Ф. Усыпенко и Г. Прокопинский. Художники просмотрели большое количество кино- и фотодокументов, познакомились со свидетельствами участников битвы, историческими трудами, присутствовали на учениях войск Киевского военного округа под командованием В. И. Чуйкова. Консультировала грековцев группа военных – Маршалы Советского Союза В. И. Чуйков, А. И. Еременко, Н. И. Крылов, главный маршал артиллерии Н. Н. Воронов.

В 1961 году художники подготовили эскиз панорамы «Разгром немецко-фашистских войск под Сталинградом» размером в 1/3 натуральной величины. Однако для создания полноразмерной панорамы грековцам предстояло расписать живописный холст размером 16x120 метров (около 2000 кв. м) и создать около 1000 кв. м декораций. Летом 1980 года художники Н. Бут, В. Дмитриевский, П. Жигимонт, П. Мальцев, Г. Марченко, М. Самсонов, Ф. Усыпенко приступили к переносу рисунка на холст, а затем – к росписи. С середины апреля 1981 года авторский коллектив начал проводить работы по созданию предметного плана, которые длились примерно полгода.

Весной 1982 года создание панорамы было завершено и уже 8 июля 1982 года состоялось её торжественное открытие. Панорама площадью в 2000 кв. м стала самым крупным живописным полотном России, одной из крупнейших в мире панорамы, которая до сих пор остается единственной, написанной на тему Великой Отечественной войны.

Сюжетом панорамы является заключительный этап Сталинградского сражения, когда советские войска выполняли операцию «Кольцо». Основной задачей этой операции было расчленение окруженной немецкой группировки. Решая поставленную задачу, две армии (21-я и 62-я) Донского фронта встретились на северо-западном склоне Мамаева кургана 26 января 1943 года. Именно этот день и момент, когда бои шли на сравнительно небольшом пространстве, где концентрация войск была особенно велика, изображен на панораме, а встреча двух армий является ее главным композиционным центром.

Смотровая площадка условно находится на вершине Мамаева кургана, точнее, на одном из городских бетонных водоотстойников. Перед зрителем раскрывается грандиозная панорама сражения 26 января 1943 г. Видны знакомые силуэты города – мельница, Дом Павлова, площадь 9-го Января, водонапорная башня вокзала Сталинград-1, элеватор, заводы «Красный Октябрь», «Лазурь», «Чермет».

Художники большое внимание уделяют театру военных действий и топографии, взаимодействию различных родов войск авиации и наземных частей – пехоты, танков, артиллерии. И все же панорамное полотно не является точной исторической иллюстрацией. Грековцы воссоздали героический дух времени, создали образ разрушенного, но победившего Сталинграда и обобщенный образ мужества eго защитников. Для этого они применили прием совмещения во времени и пространстве, хорошо известный в станковой живописи и панорамной практике.

На фоне военных действий 26 января 1943 г художники-панорамисты воскрешают легендарные подвиги Сталинградской битвы, через конкретные события рассказывая о великом подвиге живых и павших, об огромной цене за Победу.

Матвей Мефодьевич Путилов, рядовой связист 308-й стрелковой дивизии.

25 октября 1942 года на нижнем посёлке завода «Баррикады» Матвей получил приказ ликвидировать разрыв линии связи. Во время поиска места обрыва связист получил ранение в плечо осколком мины. Уже у самой цели вражеская мина раздробила вторую руку бойца. Теряя сознание, Матвей Путилов сжал концы провода зубами, тем самым восстановив связь.

Этот подвиг был совершен в районе школы №4 по улице Прибалтийской. Матвей Путилов был посмертно награжден орденом Отечественной войны.


Николай Филиппович Сердюков, слесарь завода «Баррикады», младший сержант, командир отделения 44-го Гвардейского стрелкового полка Донского фронта.

13 января 1943 года в бою у Старого Рогачика, был ранен, но продолжал сражаться. Продвижение в этом районе сковывали 3 немецких ДЗОТа, расположенные на высотке. Вместе в двумя бойцами Николай Сердюков отправился на штурм немецких позиций. Две огневые точки были уничтожены гранатами, но оба товарища Николая при этом погибли. Чтобы уничтожить третью огневую точку, Николай Сердюков бросился вперед и закрыл амбразуру ДЗОТа собственным телом. Получив короткую передышку, бойцы отделения уничтожили оставшихся в живых гитлеровцев.

Николаю Сердюкову посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза, также он был награжден орденом Ленина.


Михаил Аверьянович Паникаха, рядовой Тихоокеанского флота.

С конца августа 1942 года сражался в составе 193-й стрелковой дивизии в Сталинграде, был заместителем командира отделения. 2 октября 1942 года районе поселка завода «Красный Октябрь» позиции дивизии были атакованы фашистскими танками. Михаил Паникаха с двумя бутылками с зажигательной смеси ползком приблизился к атакующим танкам, но пулей одна бутылка была разбита, пламя охватило красноармейца. Объятый пламенем Михаил Паникаха с оставшейся бутылкой бросился на головной танк противника и лег сверху машинного отделения. Танк сгорел вместе с экипажем, а остальные машины отступили.


Виктор Андреевич Рогальский, младший сержант.

10 августа 1942 в группе штурмовиков прикрывал переправу через Дон. От прямого попадания зенитного снаряда его самолет загорелся, но охваченный огнем самолет продолжал штурмовать цель. Виктор Рогальский направил объятую пламенем машину на скопление бронетехники противника, уничтожив до десятка танков.


Нечаев Михаил Ефимович, капитан, командир батальона 130-й танковой бригады 24-го танкового корпуса 1-й гвардейской армии Юго-Западного фронта.

26 декабря 1942 года в районе хутора Новоандреевского (вблизи станицы Тацинской) пять танков Т-34 под командованием Нечаева вступили в бой с наступающими немецкими танками. Они уничтожили семь машин противника, потеряв при этом четыре своих танка. Капитана Нечаев направил последний объятый пламенем, с заклинившей башней Т-34 на головную машину противника, таранив её. В страшном взрыве погибли оба танка.

Капинану Михаилу Ефимовичу Нечаеву посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза.


Сергей Сергеевич Маркин, механик-водитель 102-й танковой бригады.

20 ноября 1942 года его бригада сражалась в районе станицы Клетской. В ожесточенной схватке весь экипаж его танка погиб, а сам Сергей Маркин был смертельно ранен. Истекая кровью, Сергей Маркин выбрался из горящей машины и написал на броне танка своей кровью: «Я умираю. Моя Родина, партия победят!»

За героизм, проявленный в бою, старший сержант Маркин Сергей Сергеевич был награжден орденом Отечественной войны I степени.


Ханпаша Нурадилович Нурадилов, во время боёв в районе Серафимовича в сентябре 1942 командовал пулемётным взводом.

В бою 12 сентября 1942 года он был тяжело ранен, но продолжал бой, уничтожив 250 фашистов и 2 пулемёта. В этом бою Нурадилов погиб.

Ханпаше Нурадилову было присвоено звание Героя Советского Союза посмертно.


Гуля (Марионелла) Владимировна Королева, санинструктор медико-санитарного батальона 280-го стрелкового полка.

На войну пошла добровольцем, до войны была киноактрисой.

23 ноября 1942 года во время боя за высоту 56,8 в районе хутора Паньшино она вынесла с поля боя 50 раненых бойцов, а на исходе дня с группой бойцов пошла в атаку на высоту. Ворвавшись в окопы противника, Гуля Королева несколькими бросками гранат уничтожила 15 солдат и офицеров.

Получив смертельное ранение, Королёва сражалась до конца. Была награждена орденом Красного Знамени посмертно.

В 2005 году к 60-летию Победы специалистами Всесоюзного реставрационного центра имени Грабаря полотно панорамы было отреставрировано. Реставрационные работы продолжались в течении двух лет.